Рецензии на альбомы

Рецензии на концерты

Интервью

Печатные издания

Телерадио

Прочее



Обновления



Вход

Регистрация

Пользователи

Текущий пользователь

Wolfshade
Sun Of The Sleepless

Znich
Што за ўсё тлуцейшае

Bible of hatred
Severe Whisper Of Wind. Part I

Shitfun
Holy Defecator

Zhraja
Over Him



DIVINA ENEMA

DARK POETRY OF DIVINA ENEMA

  C момента своего появления на музыкальном Олимпе и выпуска дебютного альбома SHINE, творчество одной из самых интересных и оригинальных беларуских метал-команд у различных людей неизменно вызывало самые противоречивые эмоции, от восхищения и восторга до полного непонимания. Эта музыка никого не может оставить равнодушным. В безумном переплетении практически всех известных метал-стилей, от симфо-блэка и прогрессива до готики, каждый услышит нечто своё, а прекрасная и жуткая поэзия лидера группы послужит настоящим кладом для тех, кто способен воспринимать подобные идеи... Сейчас ДИВИНА выпускает свой третий альбом, и я предлагаю вашему вниманию небольшой разговор с Ярославом. Эту беседу, помимо нового альбома, было решено посвятить поэзии DIVINA ENEMA, и потому несколько ироничные ответы вокалиста будут чередоваться с отрывками из "Lucifer's Vulgar Rhymes", поэмы, помещенной в буклете прошлого альбома группы... Ещё раз скажу, что 'Under Phoenix Phenomenon', новый диск D.E., обязателен для прослушивания всеми, кто ценит в музыке оригинальность, неоднозначность и экспрессию, а пока - сам разговор. Dark poetry of Divina Enema.

Для начала обратимся к музыкальной стороне творчества ДИВИНЫ. С момента записи At The Conclave прошло уже более двух лет, и никаких признаков жизни, кроме нескольких выступлений в Минске, команда практически не подавала. Да, ещё было участие в компиляции "No Presents for Christmas", не получившей широкого распространения, но на этом точно всё. Расскажи, как обстоят дела сейчас, насколько активно протекает работа над новым материалом, когда планируется его выпуск?

Жуть сколько времени прошло! Самому стало страшно! Видимо, не судьба нам играть по концерту каждые две недели и выпускать по два альбома в год. Но, может, оно и к лучшему? Мы никогда не гнались за количеством. Хотелось бы, конечно - но не с нашими средствами. Мы всё такие же и там же. А новый альбом уже записан, называется 'Under Phoenix Phenomenon' и, я надеюсь, к моменту выхода номера с этим интервью его можно будет слушать беспрепятственно. На самом деле - тишина в лагере DIVINA ENEMA лишь кажущаяся. Silent water is running deep. Кажется, так говорят? Мы всегда что-нибудь да делаем. У нас всегда что-нибудь на уме. Так что не стоит переживать. Просто всему своё время. А события мы торопить не в праве. Пусть все случится в свой час. Тогда будет и толк. Альбом выходит на MORE HATE - в СНГ и на GREAT WHITE NORTH - в Канаде и США.

A ещё у вас состав в очередной раз поменялся...

Да, сразу же после записи 'Under Phoenix Phenomenon' нас покинул наш прежний гитарист - Александр Калейник. Сейчас с его обязанностями справляются сразу два человека - Александр Савенок и Артём Атрашевский. Оба - совершенно новые лица в DIVINA ENEMA. Оба - просто преступно-талантливы. И мы возлагаем огромные надежды на них не только в будущем но и уже - прямо здесь и сейчас! ;-)

Сказать честно, мне больше по душе старый материал DIVINA ENEMA, времён кассетного релиза SHINE..., чем последующий за ним AT THE CONCLAVE. Запись там была похуже, но по степени экспрессивности, энергии и динамичности он во многом выигрывал у более профессионального CD-релиза. В то же время, большинство ваших поклонников, особенно за пределами Беларуси, даже не подозревает о существовании этого альбома. Не планируете переиздать/перезаписать SHINE... для более широкой аудитории?

Перезаписывать 'Shine' - пустая идея. Много времени прошло. Всё изменилось. Люди, с которыми мы создавали музыку 'Shine' - больше не с нами, творческая атмосфера в группе - стала иной, течение - несколько раз менялось, и даже попытайся мы сделать что-либо похожее - вряд ли получится. Воспроизвести ТО настроение, что царило в момент работы над 'Shine'. Для меня этот альбом - ценен именно таким, каков есть и, вы - если и впрямь любите его - примите, как есть - не желая «улучшить» звук, качество исполнения или что-то там ещё. Это убивает. Тогда мы сделали именно то, что хотели. И не жалеем об этом. Этот альбом - очень индивидуален. Нам нечего стыдится. А потом - мы двинулись дальше. Увлеклись другими историями. Если нам больше не по пути - что ж, очень жаль. Мы делаем лишь то, что сами считаем необходимым. И, плохо это или хорошо - не учитываем пожелания людей. Переиздать альбом можно было бы, теоретически. Если кого-то это действительно заинтересует - связывайтесь со мной. Поговорим. Но мы никогда не станем делать ещё одного 'Shine'; также как не сделаем и второго 'At the Conclave'; и 'Under Phoenix Phenomenon' - также не станет шаблоном. Мы идём всё дальше и дальше. Мы эволюционируем. А эволюция порой может быть очень непредсказуема на поворотах. В общем - нам не бывает скучно, в самом деле!

Кстати, тебя не беспокоит, что AT THE CONCLAVE был выпущен московскими и украинскими пиратами? После GODS TOWER, вы вторая беларуская команда, удостоившаяся такой "чести"; наверное, в какой-то степени, это даже лестно, но качество этого "релиза" оставляет желать лучшего. В то время как оригинальное издание содержало прекрасный 40(!) страничный буклет со стихами, в пиратском от этого великолепия ничего не осталось...

Это-то и плохо. Однако - нет худа без добра. Многие люди не хотели покупать дорогой диск DIVINA ENEMA - купили дешевле. Кому-то он понравился даже таким. Единственное, о чём я пожалел - так это о нерадивости господ пиратов. И впрямь получилось жутковато. Ну, как так можно?....

Ладно, обратимся непосредственно к тому, ради чего, собственно, и затеивалась наша беседа. А именно, к поэтическому началу в творчестве DIVINA ENEMA, которое, как я понимаю, играет не менее важную роль, чем сама музыка. Если не возражаешь, начнём издалека, с самых-самых первых стихов, которые были написаны тогда ещё, наверное, маленьким мальчиком по имени Ярослав Бураков. Помнишь, что это были за 'вирши', чему они были посвящены?

Ещё как помню! До сих пор. Тогда я написал несколько пьес, кучу всяких стишков посвящённых девушкам, в которых влюблялся. В детстве я был безнадёжным романтиком. Впрочем, любил и черный юмор. Элиса Купера. Роман Стивена Кинга «Отчаяние», Семейку Адамсов и тому подобное. Сам писал всякие страшилки. И написал много всякого. Был без ума от Данте с Маяковским - это и были мои фавориты. Очень много моих собственных стихов, которые мне кажутся интересными, было написано именно тогда. Я считаю, что самые ценные и интересные произведения создаются в очень раннем возрасте. Тогда ты открыт всему. С годами люди замыкаются в себе и пишут всё хуже и хуже. Такова жизнь. Бороться с этим - всё равно, что писать против ветра. С годами люди учатся подменять вдохновение либо жизненным опытом, либо виртуозностью - либо и тем и другим сразу, и лишь единицам дано творить обходясь без этого.

Понятно. Наверное, тогда же, в юности, начал увлекаться различной мистикой, оккультизмом и прочими 'мрачными' вещами, или же это пришло несколько позже? Если не секрет, расскажи о своих литературных предпочтениях, о том, как они менялись/эволюционировали в течение всего этого времени, и какие произведения оказали на тебя наибольшее влияние в плане собственного творчества (хотя оно мне кажется более чем оригинальным)?..

Мистика? Я бы назвал это предназначением. Или судьбой. Как угодно. Это всегда было со мной. Вот только «мистикой» называть это - язык как-то не поворачивается. Это - как ни крути - нечто иное. Говорить об этом бесполезно. Оно имеется у всех. Вот только проявляется по-разному. Я никогда не увлекался этим специально. Да и толку? Наоборот - мне становится не по себе - от этого вала шарлатанской литературы и прочей белиберды терзающей всех отовсюду. Но и с этим ничего не поделаешь. Глупость должна быть наказана? Возможно. В детстве, когда мне было лет 8 я прочитал сборник средневековых французских фарсов и пришёл в совершеннейший восторг от прочитанного. Само ощущение абсурдности, вынесенное возможно оттуда, преследует меня по сей день. Я полюбил фарс, полюбил гротеск - и очень ценю чувство юмора в людях и их творениях, люблю самоиронию - во всем. Для меня - это свидетельства одарённости. Мои литературные пристрастия мало изменились за последние лет 10 - это всё те же Данте, Маяковский, Лопе де Вега, Пушкин, Шекспир, Колридж… в общем читал-то я всё подряд. Всё оно и влияло. Плохо ли это? Не знаю. Мы никогда не можем быть абсолютно свободны, и я не вижу в этом ничего плохого. Nothing’s free. Это - просто потрясающая песенка Элиса Купера.

Насколько я знаю, ранний этап вашей музыкальной деятельности имел некое отношение к панку. В проекции на сегодняшнее творчество D.E., интересно, чем вас привлекала подобная идеология, представляющая собой, в классическом понимании, низшую форму протеста, как в музыкальном, так и лирическом плане?

Китч и вульгарность всегда влекли меня как липучка - муху. С этим я не в силах бороться. Панк - для меня это, прежде всего очень искренняя музыка. Настолько искренняя - что граничит с глупостью. Мы никогда не бываем абсолютно серьёзными. В этом - может быть, и заключается наша слабость. Мы даём нашей музыке подшучивать и смеяться над собой. Мы разыгрываем фарс. Трагичный ли - комичный. Но это - фарс. Гротеск. Панк - это, по сути, фарс. А когда ничего толком не можешь сыграть - да ещё и с такой-то натурой - только и остаётся что валить остервенелый панк. Я обожал тогда Nina Hagen, Mr. Bungle и Ugly Kid Joe, группу НОЛЬ. Для меня это было воплощением современного панка. Свободолюбивого и сумасшедшего. Если вдуматься - никакой это конечно же не панк - но на данный момент это и не важно. Важно настроение, важно то насколько ты искренен, насколько посвящаешь себя тому, что делаешь. Сейчас мы имеем возможность заниматься тем же самым чем занимались в бытность GFM (GOBLIN'S FLYING MACHINE- авт.) - но только на более изощрённом и аристократичном уровне. Так или иначе - это - от всей души, от всего сердца. В том, что мы делаем - все мы.

Мне кажется, что лирика D.E. может быть понята лишь единицами. Блуждая по бесконечным тёмным лабиринтам отражений, анаграмм, загадок и аллегорий, созданным тобой, нетрудно сбиться с пути, потерять суть повествования, даже обладая нормальным багажом литературно-философских познаний (это я не о себе), не говоря уже о людях попроще... Помещая стихи в альбом, ты задумываешься о том, как другие люди будут воспринимать написанное? Насколько мнение слушателей важно для группы?

Мы всего лишь хотели заставить того, кто будет всё это читать хоть немного подумать. Разбудить фантазию. Воображение. Найти что-то близкое себе. Подняться выше. Я не думаю что кто-то сможет понять там абсолютно всё - многого я и сам не понимаю. Это очень приятное ощущение - с одной стороны - когда ты можешь писать, паря как птица в воздушных потоках. Легко и свободно. Не напрягаясь. С другой стороны - приятно, конечно, когда тебя при этом ещё и понимают. Очень приятно. Не менее приятно - когда пусть не понимают - но и не мешают. Но рассчитывать на подобное - слишком большая роскошь для нас. Мнение слушателей? Если ты имеешь ввиду - стремимся ли мы угодить слушателю - то здесь я тебя разочарую - никогда не стремились и не стремимся делать что-либо подобное. Это убивает. Если же речь о тех, кто нашёл в музыке D.E. нечто близкое себе - такие люди для нас становятся друзьями. Мы их очень ценим и уважаем. Но угождать даже их пожеланиям в отношении музыки DIVINA ENEMA мы не станем.

 ...черед настал последнюю печать
 Сорвать и мою книгу перед морем взоров
 Раскрыть и проорать толпе: «Прочти
 Испей всю кровь, что стих содержит этот
 Ничто теперь не потревожит нас
 Мне в пасть швыряй с высоких колоколен
 Знамена, о, толпа, как якоря
 И только так учение моё
 Сей - и стоянка упредит крушенье
 Галер моих победоносных. Тлен
 Вовеки не коснется этой речи
 И нас на дно не увлечет потоп
 Коль станем на одном единодушно
 Голодным да пребудет саркофаг
 И пир шальной да радует мне око...
 

Помнится, в некоторых интервью при описании своего подхода к лирике ты употреблял понятие "тёмного фарса". Пояснишь, что сие означает?

Фарс. С чёрным юмором и прочим набором всяких «гадостей и пакостей». Такая - черная экзистенциальная комедия. Это забавно.

Поиграем в ассоциации:

ТИШИНА: кляп
ПЛАМЯ: классовая борьба
ОТЧАЯНИЕ: клетка
СВЕТ: клинок
ВОЙНА: клопы
МУДРОСТЬ: климакс
БОЛЬ: клиника
СВОБОДА: клоунада
СМЕРТЬ: кладбище
ПОЭЗИЯ: клюква
РЕЛИГИЯ: клистир, клизма
НОЧЬ: клад
БЕЗУМИЕ: клоака
DIVINA ENEMA: ключ

Название группы и "сюжетная линия" AT THE CONCLAVE были взяты из твоих сновидений...

Да. Я постоянно так писал в детстве. И считаю что для меня - это наиболее приемлемы способ создания чего-либо. Создавать что-либо, полностью отключая сознание - на начальном этапе.

 ...очнулся ото сна я, 
 Понимая, 
 Что не должно спать мне в этот час - 
 Зачем не ведая, 
 Я встал. 
 Прошелся взад-вперед… 
 Щемящая тоска 
 Мной овладела. 
 Кто-то рядом был. 
 Незримый. Орошал дыханьем 
 Своим он все вокруг, да так, 
 Что иней всюду проступил, корой седою 
 Объял стволы деревьев - 
 И листву 
 Заставив дребезжать и падать мертвой.
 Трава вмиг стала пылью ледяною,
 Луна, запуталась в ветвях - 
 Так и примерзла
 Недвижимой. Унылой.
 Сонный лик
 Свой скрыв в трясущихся от холода руках...
 

Demons, gargoyles, deviltry... В то время, как для большинства людей они является лишь вымыслом, порождением воспалённого воображения, для тебя это абсолютно конкретные и часто именованные (в поэме упоминаются 'Caacrinolaas' и 'Oze') создания. Откуда это?..

Вымысел? Люди, которые так считают - сами вымысел и порождение воспалённого воображения. Любой демон - это, прежде всего, личность. Пусть убогая или неказистая, но личность. От этого никак не отвертишься. Плевать на это - очень опасное заблуждение. Имена демонов для 'At the Conclave' были позаимствованы у Иоганна Вира (там, в буклете я даже ссылку оставил для особо дотошных правдоискателей). Он очень хорошо описал демонов с нужными нам характерами. Так что не пришлось в итоге скатываться до дешевой самодеятельности.

Ты, знаешь, один человек, познакомившись с творчеством DIVINA ENEMA, сказал буквально следующие: "бедную душу вокалиста мучают демоны, и он пытается выразить это в своём пении и стихах..." Извини за не слишком корректный вопрос, но всё же... как-нибудь можешь это прокомментировать?

Забавно. Передавай привет этому человеку.

Что означает для тебя Вечность? Там, за покровом неизвестности и тьмы, что ожидает душу человека - бесконечная пустота или встреча с иным миром?..

И то, и другое, и всё что угодно. Каждому воздастся по вере его. Если кому-то хочется восседать на троне из черепов средь хаоса и стонов умалишенных - в вечности - неужели ты думаешь, что там не найдётся сотни-другой черепов и прочих безделушек чтобы удовлетворить такую «сверхидею»? Да запросто!

Финальная мудрость...

Земля - дебильная планетка; живым отсюда не уйти.

 ...так умер страх и засверкала ночь,
 Рассыпав звезды безмятежной сталью
 Звенящей в недвижимых небесах;
 И по небу летела кавалькада
 Уже немых, беззвучных миражей;
 Заря гнала их прочь по небосводу,
 Явив видений бегства череду…
 
 Скрипя колесами и в грязь роняя утварь,
 Возы плелись по полю… Моросил
 Холодный дождь… Толпа людей голодных
 Лишенных очага, текла вослед
 Возам - унылой, черною рекою
 И в небе засверкала подпись: «СТИКС!
 ПРИМИ МОИХ СОКРОВИЩ ВЕРЕНИЦУ!»
 Грязь чавкала под тысячами ног
 И пела свою песню: «Не видать вам
 Огней своих пугливых городов!
 Бездомные, холодные, босые;
 Несчастные! Как смеете вы жить,
 Кляня все то, что вам святым казалось
 Еще каких-то десять дней назад?!
 За то моим из вас да будет каждый
 Десятый!» - Поредел людской поток!
 И тихо звезды сыпали проклятья
 С небес на путников - и жрала их луна
 Своим холодным, безразличным глазом;
 Детей хватала и швыряла в грязь;
 Десятки хладных тел окоченевших;
 И пила кровь Геката, не боясь
 Ничьих напоминаний об Орфее - 
 Нескладный хор сирот не растопил
 Холодных губ богини кровожадной
 И сердца злобного…. Лишь своры злых собак
 Пугливо озираясь, пировали;
 И небо содрогнулось, видя пир
 Такой - и рухнуло на землю, черной ночью
 Свой занавес со звоном опустив…
Guardian      

Rating All.BY
Ресурсы Интернет
The Best Sites
Gods Tower
Нейро Дюбель - официальный сайт
Soulsides - Афiцыйны сайт метал-гурта
http://extreme-by.musica.mustdie.ru